07:08 МСК

«‎Мистерия Высокого давления»‎. Завершение года театра на Чеховском заводе

Год театра завершился достойно. В конце декабря в цехах Чеховского завода энергетического машиностроения «давали» оперу. Поздно вечером, на сцене, общая площадь которой составила почти 4 гектара.

«Мистерия высокого давления» — это site-specific опера режиссера Юрия Квятковского. Реализован столь масштабный театральный проект по инициативе предпринимателя Александра Лебедева, Благотворительногорезервного фонда и проектной группы «8 линий».К слову, это не единственный пример подобного мероприятия. В 2018 году проектная группа «8 линий» представила перформанс «Страсти по Мартену» на фестивале «Арт-Овраг» в Выксе. Опыт приживается и набирает обороты!

«Когда я первый раз посетил завод, был крайне удивлен. Как раз только вернулся из Египта и под его впечатлением увидел в цехах и пирамиды Гизы, и храмы Карнака. Ну да, СССР поклонялся другим богам — он строил именно храмы космической индустрии, тяжелой религиозной идеологической промышленности. Религия, машиностроение, культура, идеология, этатизм все было на месте, но не хватало искусства. В такие-то грандиозные  декорации оно само просилось! Познакомившись с Антоном Кочуркиным и Юлей Бычковой, и пройдя через отлично выполненную ими задачу экофестиваля в Алуште, мы стали обсуждать опыт «Страстей по Мартену» в Выксе, где искусство уже побывало в цеху. Так, за два месяца работы родилась «Мистерия высокого давления» — на мой взгляд, уникальный шедевр синергии советской индустрии и театрального искусства, представленный на самой большой сцене в мире размером в 3,5 га ночью. Realimmersiveexperience! Это наш общий успех!», — говорит инициатор мероприятия Александр Лебедев.

Актерами стали не только профессиональные артисты, но и работники завода. Название стало органичным отражением всей концепции перформанса. Люди труда создавали реалистичные картины, чтобы показать этот мир таким, какой он есть, и каким его видят простые рабочие. Попытка отразить действительность настоящего  — это и есть посвящение в «‎Мистерию Высокого Давления», созданную совместно с трудовым коллективом чеховского «‎Энергомаша»‎.

«Такого масшабного события в действующем цеху не было никогда. Спектакль поистине масштабный: он задействует два цеха по изготовлению и хранению арматуры. Нам повезло: лучше декорации, чем сам завод не придумаешь. Сложное оборудование, материалы, цеха очень художественны сами по себе. Стоит приложить к этому творческий взгляд, и пространство тут же оживает. Более того, продукты, производимые на заводе использовались в инсталляциях и, в том числе, в музыкальном инструменте, на котором Николай Попов исполнил композицию в первом действии.

Непросто было синхронизироваться с режимом работы действующего предприятия, распорядком, и организовать внутри него творческий процесс, но нам это удалось. Также нам было важно, чтобы заводчане открыли свое детище по-новому и испытали чувство гордости. Именно поэтому многие рабочие принимали участие в спектакле, а почетные ветераны завода находились в качестве зрителей. В финале публику ждало грандиозное шоу с лазерами, дымом, балетом, подвешенными конструкциями, где мы соединили возможности производства и современной сценографии. Лирическая и интригующая концовка, где двое актеров растворились в пространстве цеха определенно натолкнули всех присутствующих на размышления о прошлом и будущем завода и в целом промышленности», —поделился продюсер перформанса Антон Кочуркин.

Для достоверной передачи событий, в качестве материала для либретто использовались инструкции к станкам, вербатимы рабочих, архивы предприятия. Так, сложные аппараты и детали стали инструментами для звукоизвлечения, а конструкции завода предстали в роли балетной сцены и декораций.

«‎Главная задумка принадлежала владельцу завода Александру Лебедеву. Он хотел акцентировать внимание на производстве, и мы предложили такой нестандартный способ — site-specific перформанс в действующих цехах, который отражает и транслирует историю создания завода и реальную жизнь рабочих. Чем примечателен формат site-specific, так это столкновением творческой мысли с конкретными условиями. Режиссер выстраивает инсталляции с помощью реальных станков, актерам нужно освоить тонкости производства деталей для атомных электростанции, а рабочий коллектив погружается в атмосферу креативных идей драматурга и хореографа. Другими словами, это искусство hautecouture, которое происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Из такой яркой коллаборации все смогли вынести новые знания и потрясающий опыт. И самое главное, нам удалось создать уникальное произведение театрального искусства, которое, я надеюсь, запомнится всем надолго», — рассказала продюсер перформанса Юлия Бычкова.

Когда вызов был принят, возник вопрос: кто сильнее? Человек или сталь? Высокое давление или труд? Природа или дух? На них отвечали работника завода, осваивая новое производство для обуздания энергии атома.

«У меня был опыт работы с различными индустриальными пространствами, но особенностью именно этого проекта стал его масштаб — мы старались использовать все возможности завода, чтобы вовлечь его в этот исключительный процесс. Предприятие никогда ранее не было задействовано в чём-то подобном, и для создания такого яркого арт-события внутри него мы проделали колоссальную работу. Ее отражением стал грандиозный финал — именно он должен был «попасть» в каждого из нас», — поделился режиссер-постановщик, Юрий Квятковский.

Финальная часть никого не оставила равнодушным. На протяжении всего спектакля зрители были свидетелями таинства зарождения завода под аккомпанемент оркестра и хора, увидели завораживающую оперу в движении и масштабные инсталляции прямо в сердце действующего производства. В кульминационный момент, когда десятки артистов, киловатты света и звука, движущиеся платформы, краны и спецэффекты заставили ожить огромное предприятие, стало ясно — так выглядит возрождение промышленности. И, соответственно, так выглядит высокое искусство, которое давно уже вышло за рамки привычных сцен и зрительных залов.

 

 

Автор фото: Юлия Абзалтдинова

 

 

Поделиться: