05:55 МСК

Откуда возникло понятие «продавать воздух»?

Банка с воздухом

Не секрет, что залогом успеха любого бизнеса являются высокие продажи, и все усилия бизнесменов направлены как раз на завоевание новых рынков сбыта, ведь мало произвести товар — его еще нужно суметь реализовать. Понятие маркетинг не ново, и уходит своими корнями в глубокую древность. Испокон веков люди вели торговлю, и тот, кто умел анализировать потребности рынка, всегда оставался в выигрыше. Главным критерием успеха в торговле всегда являлся оригинальный товар, который бы пользовался спросом у потенциальных покупателей и был дешевле аналогичных товаров, предлагаемых конкурентами на рынке. О стратегиях успешного бизнеса в современном мире смотрите здесь, а мы все же хотели бы углубиться в историю и разобраться, откуда же пошло понятие «продавать воздух».

Наверняка все слышали, когда об успешном бизнесмене говорили, что он даже воздух может продать, но мало кто знает, что эта крылатая фраза не возникла на пустом месте. Запомните это имя — Франческо Бетега. Именно этот человек считается наиболее успешным маркетологом древности. Можно сказать, что он стоял у истоков маркетинга и из обычного воздуха сделал себе огромное состояние.

Как известно, в древние века святая церковь занималась продажей индульгенций, таких себе бумажных сертификатов, которые прощали грехи их владельцам. Чем больше человек согрешил, тем выше была плата за индульгенцию. Если у аристократа было достаточно денег, он мог даже себе купить прощение за совершенное убийство, и гарантировано попасть в рай после смерти. Для церкви продажа индульгенций была одной из самых доходных статей наполнения бюджета и была под контролем самого Папы Римского. Индульгенции пользовались большой популярностью среди знати, ведь можно было преспокойно грешить, а затем раскаяться и купить прощение Господне.

Все бы шло своим чередом, если бы примерно в 1200 годах нашего века церкви не составил конкуренцию простолюдин Франческо Бетега. Индульгенций, конечно, Франческо продавать не мог, но зато он придумал не менее прибыльный бизнес. Бетега начал продавать баночки, на которых делал надпись «Последний вздох Христа». Вы подумаете, в чем ценность данного товара? Дело в том, что Бетега утверждал, что последний вздох Иисуса Христа действует лучше любой индульгенции и аннулирует все совершенные человеком грехи. При этом баночка с «последним вздохом Христа» стоила намного дешевле индульгенций, которые продавала церковь.

Слухи о новом всепрощающем средстве быстро распространились, и Бетега не успевал закупать баночки и делать на них соответствующие надписи, ведь товар, а попросту говоря воздух, разлетался, как горячие пирожки. Очень быстро Франческо Бетега стал неимоверно богатым человеком, но его судьба была печальной. Церковь несла убытки, ведь люди стали вместо индульгенций покупать воздух, предлагаемый Франческо Бетегой в качестве альтернативы, а это не могло понравиться святым отцам. Поэтому Бетега был объявлен церковью злодеем, мошенником и еретиком, и его казнь была показательной, дабы никому больше не захотелось наживаться на имени Иисуса Христа, кроме, конечно, святой церкви, которая опять монополизировала рынок прощения Господнего.

Поделиться: